Всем известен популярный кинофильм «Мы из джаза», который полюбился широкому кругу советских, а затем и российских зрителей. Но по одному фильму, а тем более художественному, сложно судить о становлении этого направления музыки в нашей стране. Ввиду недавней столетней годовщины, состоявшейся в 2022 году, стоит подробнее рассмотреть историю развития джаза в России, чтобы хотя бы кратко, в общих чертах, представлять, когда и с чего все начиналось. Этот обзор посвящен данной теме.
С чего начиналась история русского джаза?
Если рассматривать краткую историю появления джаза в России, то робкие ростки этой музыки проникали еще в дореволюционную империю, завоевывая популярность среди молодежи. В условиях жесткого тоталитаризма, насаждаемого Сталиным, необычные ритмы и мелодика этого стиля, с яркими импровизациями музыкантов, воспринимались в качестве символа загнивающей западной культуры. Но благодаря талантливым российским энтузиастам, это отношение постепенно менялось. История появления джаза в России связана с именем Валентина Яковлевича Парнаха. Этот начинающий композитор был поражен джазовыми импровизациями в исполнении американских джазменов, услышанными в Париже. Парнах опубликовал несколько статей, популяризирующих джаз, с акцентом на артистизм исполнителей. Этот человек собственными усилиями организовал первую джаз-банду в стране, часть инструментов для которой была привезена им из-за границы. В числе прочего, речь идет об ударной установке. Организованная группа получила название первого в РСФСР эксцентрического оркестра. Первое выступление российских музыкантов состоялось на сцене ГИТИСа 1 октября 1922 года. Кроме становления основ, это музыкальное направление в СССР обязано Парнаху и самим названием. Валентин Яковлевич изменил транскрипционное звучание слова, употребив букву «з» вместо сдвоенной «с», что придало термину большую звучность. Несмотря на дороговизну билетов, вызванную значительными темпами инфляции в те времена, концерт вызвал огромный интерес у меломанов.Как развивался джаз в советское время?
Государственные ограничения не отразились на популярности Джаза в Советском Союзе. По спорной версии в истории возникновения джаза в России, это направление получило право на жизнь в качестве самовыражения угнетенных негров в США, что сохранило возможность талантливым джазменам пробиться к публике. После начала, положенного Парнахом, последователи другие этапы развития джазовой музыки в СССР. Важный этап становления – оркестр «АМА-джаз», организованный пианистом и композитором из Москвы Александром Цфасманом. Выступление этого коллектива в 1927 году транслировали на волнах московского радио, а несколько позже вышла грампластинка «Алилуйа», темы которой стали образцом для подражателя многочисленных последователей. Специализация модных советских команд включала импровизации на тему популярных танцев того времени. Фокстрот, чарльстон и другие ритмы получили распространение в свободных трактовках. Но настоящую популярность, с учетом истории возникновения, русский джаз обязан известному советскому исполнителю Леониду Утесову. Легендарный ленинградский ансамбль под его руководством, в сопровождении Я.Б. Скоморовского, виртуозно игравшего на трубе, стал законодателем мод в тридцатые годы. Песни этой команды в джазовой оранжировке вошли в число саунд-треков известной комедии «Веселые ребята». Впоследствии Утесов со Скоморовским создали уникальную стилистику театрального джаза, представлявшего собой смесь постановок, музыки, опереточных сцен и вокала. Еще один человек, внесший важный вклад в развитие джазовых ритмов в СССР – композитор и художественный руководитель оркестров Эдди Рознер.Как относилась советская власть к данной музыке?
Восприятие советской властью джазовой музыки оставалось достаточно сложным. С одной стороны, отсутствие жестких рамок, свободная импровизация музыкантов вызывали раздражение у чиновников. Но с первого же появления джазменов на советской сцене, это направление поддержали на самой верхушке художественной элиты. Распространение джазовых ритмов сдерживали жесткие идеологические устои сталинского режима. Исполнителям и композиторам приходилось мириться с необходимостью цензуры, корректировать стилистику композиций. Но поскольку Сталин сам относится к поклонникам этой музыки, направление получило право на жизнь и возможность развиваться. Пик контроля пришелся на шестое десятилетие. В период хрущевской «оттепели» пресс давления несколько ослаб. Следующий период притеснений начался с 1968 года во время «пражской весны». Упоминания джаза получили негласный запрет в прессе, снял который лишь председатель КГБ СССР Юрий Владимирович Андропов в 1973 году. Этот руководитель инициировал открытие джазовых училищ для подготовки музыкантов, разрешил проведение содержательных фестивалей, которые дали толчок к новому развитию этой музыки в стране.Наиболее популярные джаз-бенды
Кроме отмеченных выше коллективов, история развития джаза в России – заслуга следующих команд, продвигавших это музыкальное направление в нашей стране:- big-band, организованного Олегом Лундстремом;
- РИО (эстрадный оркестр из Риги);
- коллективов, созданных ленинградцем Иосифом Вайнштеном и москвичом Вадимом Людвиковским;
- трио Ганелина-Тарасова-Чекасина, названного по первым трем буквам фамилий этих организаторов;
- азербайджанского квартета «Гая»;
- Государственного эстрадного оркестра Армении, которым управлял К. Орбелян;
- грузинских ВИА «Орэра» и «Джаз-Хорал».
На каких инструментах играли джазмены?
За весь период истории джаза в России, музыканты пользовались определенным набором традиционных инструментов. Джазовые композиции банда проходили в сопровождении:- пары-тройки саксофонов;
- такого же количества труб;
- рояля;
- тромбона;
- барабанов;
- банджо и тубы, на смену которым позже пришли гитара и контрабас.